Направление 46.03.01 "История", бакалавриат
В учебный план бакалавриата включены дисциплины, охватывающие практически все направления современной исторической науки, от "Всеобщей истории" и "Истории России", дающих базовые знания по всемирной и отечественной истории, до специальных исторических дисциплин, позволяющих историкам применять различные методы и подходы, исследуюя разнообразные исторические источники: письменные, вещественные, изобразительные и др. Представляем некоторые из них.
Иcтория России Преподаватели – доценты кафедры отечественной истории, кандидаты исторических наук Олег Григорьевич Усенко, Сергей Владимирович Богданов, Ольга Владимировна Дауэнгауэр, Юлия Владимировна Степанова, Александр Викторович Сипейкин. |
Целями освоения дисциплины является:
1) формирование целостного представления об истории России и о роли нашей страны в развитии человечества,
2) формирование и закрепление навыков анализа, сопоставления и осмысления исторических событий,
3) воспитание у студентов патриотизма и толерантности, формирование гражданской позиции.
Задачами освоения дисциплины являются:
1) сообщить студентам новые знания:
- о важнейших событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до наших дней;
- о культурных, религиозных, этнических традициях населения Российской Федерации;
- о выдающихся государственных, религиозных и культурных деятелях, военачальниках и предпринимателях;
- о месте нашей страны в мире и её роли в развитии человечества;
- об альтернативности и неоднозначности исторического развития;
- о роли объективных и субъективных факторов исторического развития;
- об основных методах исторического познания;
2) сформировать у студентов следующие умения, навыки и готовности:
- способность понимать причинно-следственные связи исторических событий и процессов,
- способность ориентироваться в историко-культурных теориях и концепциях,
- владение элементарными методами исторического познания,
- умение продуктивно работать с источниками и научной литературой, составлять опорные конспекты,
- способность логически рассуждать, ясно выражать и аргументировать свои мысли,
- навыки самостоятельного мышления в сфере историко-культурной проблематики,
- умение обобщать исторические данные по заданным критериям,
- умение сопоставлять события и процессы, имевшие место в прошлом, с теми, которые происходят сейчас.
|
|
История Древнего мира Преподаватель – заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Анна Валерьевна Белова. |
«История Древнего мира», первых цивилизаций – захватывающий этап исторического развития человечества. Уже в древности мир Востока и Запада отличался. Древние египтяне, шумеры, вавилоняне, хетты, этруски, греки, финикийцы, римляне приоткроют свои тайны тем, кто задаст им свои вопросы из дня сегодняшнего, кто захочет понять и интерпретировать их сложные тексты, кто осмелится разгадать их загадки.
|
История средних веков Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева. |
На втором курсе студенты изучают «Историю средних веков» и узнают, кем были люди Средневековья, чем они отличались от нас и чем были на нас похожи, каким видели мир, как относились к власти, воевали, строили города и возводили соборы, какие писали книги, чему учили детей, почему создали инквизицию и сжигали еретиков на кострах.
Новая и Новейшая история Преподаватели – доценты кафедры всеобщей истории, кандидаты исторических наук Наталья Александровна Лучинина, Ольга Игоревна Лисицына. |
Дисциплина «Новая и Новейшая история» читается на 3 (в 5 и 6 семестре) и на 4 (в 7 семестре) курсах. Дисциплина посвящена истории стран Европы и Северной Америки в Новое и новейшее время. В 5 семестре изучается история раннего Нового времени – от первых буржуазных революций до наполеоновских войн. В 6 семестре – период от окончания наполеоновских войн до Первой мировой войны. 7 семестр посвящён Новейшей истории стран Запада – от окончания Первой мировой войны до сегодняшних дней. Преподавание курса построено на чтении лекций и проведении практических занятий. Географические рамки курса определяются территорией зарубежной Европы и Северной Америки. В ходе занятий студенты знакомятся с такими историческими процессами, как переход от феодализма к капитализму, складывание колониальных империй, формирование научной картины мира, развитие индустриального производства, переход к массовому обществу, поляризация политических идеологий, переход к информационному обществу и многое другое.
|
|
Преподаватель – заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Анна Валерьевна Белова. |
Знакомство с историческими дисциплинами начинается с изучения «Этнологии и социальной антропологии». Мир широк и разнообразен, люди, его населяющие, чем-то похожи, но многим различаются. Единство человечества заключено в его многообразии. Богатство культур, народов, религий и конфессий, представлений о мире и способов жизнеобеспечения – увлекательное пространство узнавания себя и исследования «других». В это познавательное путешествие вы отправитесь с доктором исторических наук по специальности этнография, этнология и антропология, заведующей кафедрой всеобщей истории Анной Валерьевной Беловой.
Историческое краеведение Преподаватели – доценты кафедры отечественной истории, кандидаты исторических наук Елена Викторовна Лагуткина, Юлия Владимировна Степанова. |
«Историческое краеведение» студенты бакалавриата изучают на втором году обучения. Это важная для историка дисциплина не только потому, что она формирует цельное представление об истории Тверского региона, но и показывает студентам, как локальная история вписывается в общеисторический контекст истории России и мира. В этом смысле дисциплина представляет интерес не только для тех, кто хочет изучить прошлое Тверского региона. Методы и подходы в изучении локальной истории актуальны для всех. Хронологический охват дисциплины – от древнейшего прошлого до новейшего времени. Археологические памятники и культуры, летописи, писцовые книги, этнографические и статистические описания, мемуары и многое другое – источники, с которыми студенты учатся работать и анализировать. Большое внимание уделяется истории культуры – ведь она составляет существенный сегмент любой локальной истории, именно по ней узнают тот или иной регион. В изучении дисциплины применяются информационные технологии: в настоящее время существует большое количество электронных ресурсов – библиографических, географических, баз данных источников, расширяющих возможности студентов в их исследованиях и формирующих навыки использования современных технологий.
История южных и западных славян Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева. |
История России начинается со славян, утверждают историки. Славянский мир во всем его единстве и многообразии – предмет учебной дисциплины «История южных и западных славян».
История стран Азии и Африки в Новейшее время Преподаватель – доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Ольга Игоревна Лисицына. |
Дисциплина читается на 4 курсе (в 7 семестре) и посвящена политическому и социально-экономическому развитию стран Азии Африки в условиях нарастающего кризиса колониализма и последовавшего за ним крушения колониальных империй. Курс посвящён специфике развития различных стран Азии и Африки в XX – начале XXI в. Уделяется внимание национально-освободительной борьбе и процессу становления государственности после обретения независимости, а также роли стран Азии и Африки в мировых экономических процессах XX – начале XXI в.
История стран Латинской Америки Преподаватель – доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Ольга Игоревна Лисицына. |
Дисциплина читается на 3 курсе (в 5 семестре) и посвящена политическому, социально-экономическому и культурному развитию стран Латинской Америки от завоеваний конкистадоров до сегодняшних дней. Курс посвящён политической специфике и культурному своеобразию латиноамериканских стран, особенностям складывания и функционирования экономик этих государств, а также роли Латинской Америки в мировом историческом процессе Нового и Новейшего времени.
Палеография Преподаватель – доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Юлия Владимировна Степанова. |
Дисциплину «Палеография» студенты бакалавриата изучают на втором году обучения. «Палеография» - наука, изучающая, развитие письменности. Знание закономерностей развития письменности необходимо для будущих историков – ведь огромное количество исторических текстов, особенно древних – это рукописи. В рамках курса основное внимание уделено славяно-русской палеографии, обзорно представлена и латинская палеография. Теоретический курс знакомит с историей формирования русского и других славянских языков, особенностями средневековой речи и практики письма, видами рукописей и выдающимися памятниками письменности. Практическая цель курса – научить студентов читать средневековые славянские тексты. Практика показывает, что студенты успешно справляются с этой задачей и с интересом осваивают чтение текстов от древнерусских летописей до скорописи XVII-XVIII вв. Часть практических занятий проводится на уникальном местном материале: мы читаем средневековые источники, относящиеся к истории Тверского региона.
Историческая география Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева. |
История человечества реализуется во времени и пространстве, потому студенты-историки изучают «Историческую географию» и выясняют, как человек осваивал первозданную природу, и как природа влияла на людей, их занятия, образ жизни и картину мира.
Вспомогательные исторические дисциплины Преподаватель – старший преподаватель кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Дмитрий Александрович Беговатов. |
Дисциплину «Вспомогательные исторические дисциплины» студенты бакалавриата изучают на первом году обучения. Данный курс посвящён знакомству с комплексом специальных, порой относительно небольших наук, которые помогают исследователю в изучении прошлого. Знание базовых методов этих наук, их потенциала, специфики источников разного типа и вида необходимо для будущих историков, потому что современные исследования всегда проводятся с привлечением комплексной источниковой базы. Будущий историк должен иметь представление, как работать с монетой, орденом, древней печатью, знаменем, генеалогической таблицей, конвертом и т.д. В рамках курса основное внимание уделено истории возникновения и развития той или иной дисциплины, особенностям её источников и связанному с ними понятийному аппарату. Практическая часть курса подразумевает работу студентов с собственной родословной, актовым материалом, флагами их родных городов и районных центров Тверской области, с наградным и нумизматическим материалом.
Экскурсоведение Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Ольга Владимировна Дауэнгауэр. |
Дисциплину «Экскурсоведения» студенты бакалавриата изучают на втором году обучения. Экскурсоведение – представляет собой комплексную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией. Активное развитие внутреннего и внешнего туризма делает изучение данной дисциплины весьма актуальным. Практическая составляющая курса весьма высока. Студенты учатся не только составлять методическую документацию, но и проводить экскурсии, что является значимым при трудоустройстве. После изучения дисциплины предусмотрена музейно-экскурсионная практика. Студенты направления «История» проходят практику как на территории России (обязательный компонент), также возможно прохождение практики за рубежом на условиях самофинансирования (определяется руководством университета). Студенты исторического факультета в ходе музейно-экскурсионной практики посещали ведущие музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Новгорода, Ярославля, Владимира, Торжка и других городов.
История церкви Преподаватель - профессор кафедры отечественной истории, доктор исторических наук татьяна Геннадьевна Леонтьева. |
Специальный курс о Русской православной церкви (РПЦ) и духовенстве, церковно-государственных отношениях и религиозном диссидентстве, приходах и монастырях, православной культуре и духовном образовании. Длинная история РПЦ – крещения Руси (988) до наших дней изучается в контексте событийной истории. Вы узнаете, как РПЦ повлияла на формирование национальной идентичности, национальной культуры и помогла «создать, сплотить и охранить» Россию.
.
Неправославные конфессии в России Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Александр Викторович Сипейкин. |
Дисциплина, которая преподается на 3 курсе бакалавриата, позволяет выработать очень важное для нашей многонациональной страны умение – понимать особенности религиозной культуры представителей разных народов России. В ходе изучения курса студенты анализируют особенности разных направлений буддизма, христианства и ислама, анализируют историю взаимоотношений между различными конфессиями и Российским государством на разных этапах истории, изучают особенности антирелигиозной политики советской власти в отношении представителей разных вероисповеданий.
Информатика Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Сергей Владимирович Богданов. |
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов умений и навыков применять методы статистического анализа данных для решения информационно-аналитических и научно-исследовательских задач при профессиональной деятельности. При освоении дисциплины студенты усваивают понятия и методы статистического анализа, у студентов формируются представления о нормах применения статистических теорий с учётом ограничений, связанных с особенностями социально-гуманитарного знания, а также умения адекватного использования стандартных методов статистического анализа.
Информационные технологии. Оргтехника Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Сергей Владимирович Богданов. |
Цель освоения дисциплины – систематическое освоение теоретических знаний и практических навыков в области информационных и компьютерных технологий и средств оргтехники. Студенты изучают особенности информатизации современного общества, научного, образовательного пространств, работы библиотек, архивов и музеев, овладевают практическими навыками использования теории информационных технологий.
Историческая информатика Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Сергей Владимирович Богданов. |
При освоении дисциплины студенты на углубленном уровне усваивают знания и навыки применения методов статистического анализа данных массовых источников, обучаются умениям выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения научно-исследовательских, педагогических и информационно-аналитических задач профессиональной деятельности, применять адекватные методы статистического анализа данных исторических источников. Одна из задач дисциплины – изучение и освоение других методик анализа исторических источников и процессов (технология баз данных, компьютерное картографирование (ГИС), работа с визуальными источниками, создание имитационных моделей).
Математические методы и модели в исторических исследованиях Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Сергей Владимирович Богданов. |
Дисциплина формирует систему знаний, умений и навыков, связанных с применением основных методов экономико-математического моделирования в ходе анализа развития социально-экономических систем в различных сферах и предметных областях. При освоении дисциплины у студентов формируются:
– современное научное представление о математических методах и моделировании социально-экономических процессов и систем в исторических исследованиях;
– умения проводить анализ и давать адекватную оценку протекающих социально-экономических процессов на основе методов математического моделирования.
А также вырабатывается навык применять полученные знания и умения на практике в ходе исторических исследований.
|
|
Преподаватель – заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Анна Валерьевна Белова. |
Уже на втором курсе вас ждет увлекательное погружение в «Историю мировой культуры», знакомство с подлинными шедеврами человеческого гения, художественного творчества и полёта мысли. Культура как сокровищница достижений и повседневные стили жизни, продукт созидания образованных слоев и «простецов», как картина мира и способ жизнедеятельности – основа трансляции опыта, а с ним преемственности исторического развития от эпохи к эпохи.
История отечественной культуры (до XX века) Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Сергей Владимирович Богданов. |
Целями освоения дисциплины является:
● наделение студентов знаниями по истории отечественной культуры, об этапах её развития, содержании и особенностях эволюции, закономерностях, связи с внутри- и внешнеполитической историей страны;
● подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, развитие высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
● расширение общекультурного и профессионального кругозора студентов посредством формирования у них знаний:
– о важнейших событиях, явлениях и процессах истории отечественной культуры и искусства;
– о культурных, религиозных, этнических традициях населения России;
– о выдающихся деятелях культуры России;
– о роли объективных и субъективных факторов в развитии культуры и искусства России.
● подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, связанной с информационным обеспечением историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;
● воспитание у студентов патриотизма и толерантности, формирование гражданской позиции.
Текстология летописей Преподаватель - доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Сергей Владимирович Богданов. |
Целями освоения дисциплины являются:
– ознакомление студентов с базовыми принципами, понятиями, приёмами текстологического исследования;
– формирование у студентов навыка текстологического анализа и умения использовать данные и методы современной критики текста в конкретно-историческом исследовании.
Задачами освоения дисциплины являются:
– знакомство студентов с понятийным аппаратом текстологического исследования;
– освоение студентами процедуры текстологического анализа;
– приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов;
– знакомство студентов с литературой по теории и практике текстологического исследования;
– формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох.